Павел Лысенко

Учи ученого

по теме Технологии Февраль 10, 2009 г. в 16:02

 

Есть такой праздник — День российской науки. Не выходной день, но все же. Предполагается, что в этот день есть чему порадоваться. Мы и радуемся. Тому, что наука у нас есть и тому, что она у нас такая замечательная. Нет, речь идет не о том, что из России ученые за границу уезжают, не думайте. Речь идет о науке вообще.

День науки как-то nekstati напомнил мне теорию какого-то то ли французского, то ли британского социолога, который был уверен, что главное в жизни человеческой — развитие промышленности и сельского хозяйства, а все остальное, вроде как, приложится. Остальное — это искусство, культура и прочее. Сходную версию высказывали и братья Стругацкие в «Трудно быть богом». У них дон Румата предрекал, что развитие науки создаст слой интеллектуалов, которым подавай и писателей с актерами, и художников с музыкантами, и вообще, «тут тебе и кеатры, и собаки танцуют… деликатнейшее, черт возьми, обращение!» И очень жаль, что и французский социолог, и советские писатели, как показывает жизнь, грубо ошибались.

Проблема в том, что медиумом между наукой и культурным уровнем они видели производство, которое, требуя все более высокой квалификации, повышает интеллектуальный уровень и, соответственно, потребность в искусстве, вежливом обращении и т.д. Но совершенно проигнорировали простой факт — производство куда сильнее завязано на деньги, чем на науку. А у денег свои законы. Деньги хотят размножаться. И заводы начали перемещаться туда, где большинству не до культуры — им бы рису. Ибо другой вариант подразумевал выплату высоких окладов окультуренным рабочим, которые хотят, во-первых, работать по пять часов в день, чтобы успеть на единственный в этом месяце концерт в рамках гастролей бостонского симфонического оркестра, а во-вторых, получать достаточно денег, чтобы вдобавок к шабли 96-го года (или что там должен пить культурный рабочий) иметь возможность пополнить домашнюю библиотеку… А вынесенные в «третий мир» производства легко обойдутся без плановой модернизации — зачем она нужна тем, кто на них теперь работает? Таким образом, и научные разработки на определенном этапе становятся промышленности радикально не нужны.

В результате обнаружилось полное несоответствие экономики роли канала связи между наукой и человечеством. Видимо, этим каналом должно быть, все же, образование, которое сейчас дрейфует в сторону практицизма. Школа должна не просто учить, она должна учить ученых. Если на экономику будут давить с двух сторон, то она, возможно, не выдержит и объявит своим лозунгом, наравне с «накосим бабла!» «приобретем и разовьем знания!» Хотя образование тоже требует вложений. А где их взять?

 
  • Мимоходом

    PB249183Douceur d'un soir d'été -*114  Remote ChurchBatsi, GreecePyeongChang 2018 Olympic promoLR-4150931
  • Ранние записи

  • Архивы

  • Статистика

    Rambler's Top100